14 октября 2021 года в Иванове стартовал Всероссийский форум «Мануфактура 4.0», который объединил ключевых спикеров отрасли. Уже в третий раз форум проводится в городе Иваново — центре скопления более 2,5 тысячи производственных текстильных предприятий.
Сама структура форума разделена на несколько «треков», где участники и спикеры форума поднимают наиболее важные вопросы о развитии легкой промышленности и fashion рынка в постпандемический период.
Руководитель отдела коммуникаций и digital эксперт Fashion Consulting Group Катерина Дивеева выступила в первом потоке мероприятия с темой о тенденциях потребительского рынка 2022 года. Спикер поделилась цифрами и прогнозами дальнейшего развития fashion рынка и основными изменениями в потребительском поведении россиян.
«Реальные располагаемые доходы населения России продолжают отставать от докризисных значений 2019 года. 71% россиян живет в режиме экономии на покупках, они экономят на всем, что находится за рамками обязательных ежемесячных трат, а 67% отказывают себе в покупке новой одежды. Сегодня потребитель уже не находится в «панике», как в 2020 году, но тем не менее, негативные настроения все еще остаются. Пока что у потребителя нет четкого ощущения того, что его личный доход будет расти, именно поэтому люди стараются крайне сдержанно относиться к своим расходам и, конечно, это отражается на покупке новой одежды.» — Катерина Дивеева, digital эксперт FCG
«Если говорить об активности посещения торговых центров – она, конечно, продолжает отставать от показателей 2019 года, но есть и положительная тенденция – мы привыкаем к той реальности, в которой живем и относительно 2020 года рост активности посетителей есть, потребитель начинает приходить в торговый центр и проводить там больше времени, а это означает, что мы понемногу возвращаемся к нашей нормальной, стабильной жизни.» — Катерина Дивеева, digital эксперт FCG
Эксперт обозначила основные драйверы развития рынка в перспективе последующих 3-5 лет.
В макроэкономическом контексте – восстановление и рост экономики РФ планируется через разворот производства и потребления в сторону локальных брендов. Уже сейчас виден уникальный тренд – повышения внимания российского потребителя к локальным брендам.
В технологическом контексте – драйвером роста выступает цифровизация экономики и бизнеса. В fashion ритейле это компании, которые внедряют технологии мультиканальных продаж. Также, важную роль играет введение обязательной маркировки с 2021 года, нацеленное на сокращение серого рынка. С модного рынка уходят контрафактные и нетехнологичные игроки.
В социально-культурном контексте – трансформация спроса в сторону рационального и этичного потребления, поскольку пандемия трансформировала ценности и стиль жизни, определяющие драйверы потребления.