
Как насекомые попали в модную индустрию
Насекомые – это нелинейный выбор, они могут символизировать как мир, так и войну, как гармонию, так и тревогу, трудолюбие или беспечность. Не так много насекомых, которые, как божья коровка, вызывает умиление. Или вдохновляют красотой и грациозностью, как экзотические бабочки. Часто насекомое — это символ опасности или конфликта, например, скорпион. Но однозначно, насекомые на одежде приковывают внимание, как бы предлагая расшифровать сообщение.
Насекомые как талисман и божество
Каждая древняя культура имеет уникальные верования, связанные с насекомыми. Древние майя за много веков до появления понятия моды украшали себя брошами в форме насекомых. В одной легенде — девушка полюбила мужчину из противоборствующего клана, и волшебный целитель превратил принцессу в живую брошь, чтобы она всегда могла быть со своей любовью.
В Древнем Египте славили скарабеев, как символ возрождения, цикличности времени. Скарабеев часто носили в качестве амулетов, включали в другие виды украшений, изображали на праздничных и религиозных одеяниях.
В Месопотамии почитали стрекоз, в Китае — цикад. Люди верили, что насекомые приносят удачу, связывали их с богами. Было принято изображать насекомых на одежде, в украшениях, на предметах интерьера, на печатях и т.д.
Платье и гербарии ХIХ век
В 1880-90-хх годах в Европе и Америке стало популярно использовать насекомых в качестве украшений — самых настоящих засушенных насекомых – светлячки в прическах, жуки, инкрустированные драгоценными камнями — на платьях.
Этот интерес подогревало развитие во второй половине XIX века естественных наук. Мода на дарвинизм вызвала большой интерес к таксидермии — изготовлению чучел животных. Дамы увлекались гербариями и коллекциями засушенных бабочек.
Наличие чучел и гербариев в интерьере свидетельствовало о том, что хозяева дома «в тренде» — исследуют природу и чувствуют себя ее частью.
Энтомологический тренд в моде. XX век
Сложно сказать, кто первый положил начало этому тренду.
В летней коллекции Скиапарелли 1937 года платья украшал красочный принт в виде бабочек, бабочка была и на знаменитых смокингах Скиапарелли.
Примеры знаковых fashion бабочек нашего века: топ Мэрайи Кэри, который она впервые надела в 2000 и затем в 2021 гг. на шоу A Tribute to Diana Ross. Платье-бабочка Versace Кристины Агилеры «Грэмми» 2000 года и вслед за ней Дуа Липа на церемонии VMA в 2021 году.
Роберто Кавалли создал потрясающие браслеты и ожерелья с бабочками.
Валентино – целая серия почерковых узнаваемых принтов с бабочками.
Одним из любимых украшений Кристиана Диора была брошь в форме мухи. Она символизировала для него легкость, изящество и дерзость. Изображение мух и пчел часто встречается в коллекциях Dior как на одежде, так и на аксессуарах и ювелирных изделиях.
Насекомые неоднократно использовались в коллекциях Сары Бертон для Alexander McQueen.
Дрис Ван Нотен кристаллами выкладывал скорпионов на лацканах жакетов и пальто.
Альбер Эльбаз в коллекции для Lanvin 2015 использовал жуков не только в качестве брошей и подвесок, но в декоративной отделке платьев.
Карл Лагерфельд для Chanel декорировал миниатюрными фигурками насекомых всю коллекцию Chanel, Métiers d’Art 2015. Gucci 2015 выпустил серию сумочек, обуви и т. д., украшенных декоративными пчелами, использовал божьих коровок, мотыльков и бабочек.
Дизайнеры не только используют изображения насекомых или объемный декор, но и вдохновляются их окрасом.
Диана Вон Фюрстенберг использовала огненно-красный и бирюзовый цвета паука-тринидада для одного из своих платьев.
А Rick Owens использовали раскрас восьмиточечного паука-краба для своего желто-черного костюма на показе 2017 года.
Согласно трендбюро FashionSnoops, в этом сезоне энтомологический тренд продолжает звучать.
Pangaia представил лимитированную коллекцию с изображением насекомых, разработанную в сотрудничестве со всемирно известным фотографом макросъемки Левоном Биссом. Цель этого проекта — привлечь внимание к некоторым из менее известных, но очень важных насекомых-опылителей в нашей биосфере. (В 2021 бренд представил коллекцию одежды с пчелами, созданную совместно с японским художником Такаси Мураками. Коллекция стала частью проекта #BeeTheChange, который был направлен на привлечение внимания к проблеме вымирания пчел).
Концептуальный бренд Lildenimjean создал джинсы, под названием Lil Cocoon Jean, имитирующие рисунок паутины.
Бренд Marc O’Polo в сотрудничестве с берлинской цветочной студией Mary Lennox, создали совместную капсульную коллекцию, украшенную изображением насекомых. Коллекцию можно приобрести в универмаге Цветной.
АННА ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС
СОУЧРЕДИТЕЛЬ И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР FASHION CONSULTING GROUP