Закрытие брендов

Интервью Анны Лебсак-Клейманс, генерального директора Fashion Consulting Group, для статьи RTVI от 28.07.2025

Видите ли вы тенденцию к закрытию магазинов российских брендов одежды/обуви/аксессуаров?

После ухода международных брендов в 2022 году на рынке модной одежды возникла иллюзия «пустоты», которую поспешили заполнить российские игроки. Однако масштаб освободившихся возможностей оказался переоценён, а требования к устойчивости — недооценены. Уже к концу 2023 года число новых магазинов превысило количество закрытых, при этом сами «ушедшие» бренды продолжают присутствовать через агентов, мультибренды, маркетплейсы и параллельный импорт. За последний год топ-20 сетей-лидеров по оборотам — ¾ не увеличивали количество магазинов, а напротив, оптимизировались, сокращая наименее успешные. И только четверть продолжила экспансию. 

В 2025 году о закрытии и банкротстве объявили Incity, Orby, Just Clothes, I am Studio, Loloclo и другие. Такого количества обращений к нам с просьбами о помощи в поисках партнёров или инвесторов мы не получали за все 25 лет нашего существования на рынке. Причина — перегретый рынок и завышенные ожидания. Многие бренды недооценили длительность сроков возврата своих инвестиций в интенсивный рост, вложили деньги в магазины без достаточного «запаса прочности» и необходимых средств на аналитику, сервис, растущие расходы на закупки и цепочки поставок. И бизнес без «подушки безопасности» и технологий не выдерживает конкуренции. Начинается естественная коррекция: выживают те, кто прагматично рассчитывал на долгосрочную модель и инвестировал рационально. 

В чём причина закрытия магазинов или приостановки деятельности брендов?

Многие бренды сталкиваются с невозможностью поддерживать стабильную операционную деятельность. Высокие издержки, снижение продаж и отсутствие ликвидности приводят к сбоям в операционной деятельности. В условиях высокой ключевой ставки (до 21 % годовых) внешнее финансирование становится недоступным или невыгодным. 

Основные причины:

— Вытеснение офлайн-ритейла маркетплейсами.Наиболее заметно это в малых и средних городах, где маркетплейсы становятся эффективнее традиционных магазинов. Поддерживать сеть становится экономически нецелесообразно.

— Падение трафика в торговых центрах.

Проседание трафика в ТЦ уже не компенсируется ростом онлайн-продаж. ⅔ ритейлеров фиксируют падение выручки, ¾ — снижение продаж в натуральном выражении.

— Ограниченная платёжеспособность населения:

  • Цены на одежду растут быстрее доходов;
  • Сберегательное поведение: высокий процент по вкладам (до 21 %) побуждает россиян копить, а не тратить;
  • Закредитованность: средний долг на одного работающего достиг 459 000 рублей — свыше 50 % годовой зарплаты.

— Климатические сезонные сбои. Аномальные погодные условия, включая возврат снегопадов в марте–апреле 2025 года, резко обрушили спрос на весенние коллекции, нарушив сезонную динамику продаж. Лето также удивило холодным июнем, ливнями в июле и крайне коротким количеством летних солнечных дней.

Полный текст статьи

 

Мы используем файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie в соответствии
с политикой обработки персональных данных и принимаете условия пользовательского соглашения.