
FACT LIST ОТ FCG. COUPANG
Как крупнейший южнокорейский маркетплейс работает с категорией fashion
Coupang – крупнейшая платформа электронной коммерции в Южной Корее. С 2023 году Coupang Inc. владеет платформой Farfetch.
Страна: Южная Корея.
Год основания: 2010.
Выручка: 24,3 млрд долларов (2023 год) для сравнения, выручка Ozon 2023 – 424 млрд рублей, выручка Wildberries 2023 – 538,7 млрд рублей.
История создания «купонного» маркетплейса
Это совсем молодей проект в сравнении с другими лидерами рынка. Ему 14 лет (Амазон (США) — 30 лет, OZON (РФ) – 26 лет). Ким Бом основал Coupang в мае 2010 года как южнокорейский аналог американского сервиса купонных распродаж Groupon. Но, проложив себе на рынок дорогу через купоны, Coupang вскоре превратился в традиционную платформу электронной коммерции. Ким хотел построить бизнес как онлайн-экосистему, основанную на логистике — “южнокорейский Aliexpress”.
Действительно, популярность компании резко возросла после запуска в 2014 году Rocket Delivery, дочерней компании, предлагающей клиентам Coupang максимально быструю доставку покупок: в тот же день и на следующий день. Это моментально привлекло внимание покупателей.
Что такое Coupang сегодня?
Coupang часто называют «корейским Amazon» из-за его размера и положения на местном рынке. Этот маркетплейс-универсал массового рынка продает все: от модных и косметических товаров до игрушек и бытовой техники, и предоставляет ряд дополнительных услуг, включая, интернет-магазин Rocket Fresh, платформу доставки еды Coupang Eats, сервис потокового видео Coupang Play и платформу цифровых платежей Coupang Pay.
Coupang считается корейской платформой, большую часть своего бизнеса Coupang ведет в Корее. Но при этом:
- зарегистрирован в штате Делавэр в США,
- штаб-квартира компании находилась в Сеуле до 2022 года, но сегодня расположена в Сиэтле — после листинга на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2022,
- компания развивается на Тайване, в Сингапуре, материковом Китае и в Индии.
Не все попытки компании выйти на международные рынки были успешны. Например, в прошлом году она прекратила деятельность в Япония — менее чем через два года после запуска.
Категория Fashion – зона особого внимания и мост к премиальному сегменту
C 2021 года Coupang начал активное развитие категории fashion. Чтобы усилить свой отдел моды:
- Coupang начал с экстенсивного набора несколько десятков сотрудников, от директоров по мерчендайзингу и маркетологов до специалистов по обслуживанию клиентов;
- начал укрепление пула брендов, обращаясь как к к закрепившимся фаворитам, которые популярны в других странах так и к многообещающим начинающим брендам;
- занялся стимулированием создания привлекательного контента руками поставщиков очень необычным, но практичным образом. В 2022 году, для модных брендов, которые присоединились к маркетплейсу, компания бесплатно предоставила фото- и видео студии в популярных точках Сеула;
- образование поставщиков: компания начала системные бесплатные лекции для продавцов;
- начал продвигаться через «витринный» премиальный сегмент, поставив ставку на косметику, доступную широкому кругу покупателей. В 2023 был запущен сервис Rocket Luxury, который позволяет клиентам покупать косметические товары от таких брендов, как Estée Lauder, Mac и Bobby Brown, через службу Rocket Delivery;
- приобрел мультибрендовый интернет-магазин Farfetch как способ для входа в премиальный сегмент модного рынка.
Coupang x Farfetch
Farfetch для Coupang
Вполне вероятно, что Coupang был вдохновлен другими многокатегорийными игроками массовой электронной коммерции в Азии, которые зашли в премиальный сегмент и начали конкурировать напрямую с корейским SSG.com.
Китай: Tmall и JD.com, входящие в Alibaba Group, имеют свои специализированные субплатформы класса люкс.
Япония: Rakuten и Zozo недавно последовали этому примеру, выйдя на рынок премиальной моды.
Массовым онлайн-платформам, таким как Coupang, сложно установить коммерческие отношения с люксовыми брендами. Доступ к ним Coupang получил через Farfetch -важнейшим активом Farfetch являются его наработанные отношения с люксовыми брендами.
Coupang унаследовал от Farfetch позиции на рынках США и Европы, получив прямой доступ к клиентам за пределами существующих азиатских рынков. Текущая аудитория Coupang в основном корейская, азиатская, а аудитория Farfetch поистине глобальна.
Coupang для Farfetch
Азиатская зона сбыта люкса. Азия мощный альтернативный центр потребления люкса. При этом, Coupang привлекателен и для Farfetch, потому что он большой, растущий, а также мультирыночный игрок с центром в Азии, что важно для сектора предметов роскоши, где активно работает Farfetch. Coupang обладает сильными логистическими возможностями, а Farfetch по сравнению с ними слаб. Таким образом, может возникнуть операционная синергия, которая поможет деятельности Farfetch.
Coupang помог Farfetch не обанкротиться. В рамках сделки Farfetch получил экстренное финансирование в размере 500 млн долларов. Также соглашение позволило компании избежать банкротства, которое в последнее время угрожало ей из-за замедления темпов роста рынка предметов роскоши, и высокой долговой нагрузки.
Cделка Coupang-Farfetch произошла в период растущего скептицизма по поводу будущего более широкого мультибрендового сектора электронной коммерции предметов роскоши, когда такие известные игроки, как Matches, закрываются, а судьба Yoox, Net-a-Porter все еще не решена. На данный момент самым большим вызовом для Coupang будет задача преодолеть это тренд.