В XXI веке ни один из стилей не является доминирующим. Макро-тренды модной индустрии определены изменением границ социальных норм и новыми ценностями нашей эпохи. Можно выделить несколько важнейших социальных предпосылок, формирующих моду: например, нарастает экологическая тревога, определяющая ценности здоровья и спортивного образа жизни, и набирает популярность концепция анти-консюмеризма.
Меняются стандарты общества по отношению к «ролям» мужчины и женщины, что приводит к тренду гендерной флюидности. Глобализация и миграция населения ведет к национальной толерантности и интеграции этнических и культурных кодов. Угроза терроризма приводит к росту ценности безопасности, уединения, тишины и внутреннего баланса. В итоге формируются новые правила работы всех звеньев модной индустрии.
Можно выделить 5 важнейших тем в современной индустрии:
- Новая концепция сезонности моды: компании теперь выпускают на две сезонные коллекции в год, а как минимум 4 и даже 12 отдельных коллекций.
- Новая концепция премиальности: отсутствие очевидной границы между люксом и масс-маркетом
- Новая концепция инновационности: драйвером становятся высокие технологии из промышленности
- Новая концепция гендера: рост популярности genderless fashion и cross-dressing
В итоге формируется новая концепция актуальности: отсутствие доминирующего «модного» тренда, то есть диффузная мода, где все стили и элементы образа имеют право на одновременное существование — длинное и короткое, лаконичное и декоративное, леди и бунтарка, банты и цепи. Любой желающий может примерить на себя абсолютно все, начиная от политики и религии, заканчивая гендерной принадлежностью.
АННА ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС, СОУЧРЕДИТЕЛЬ И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР FASHION CONSULTING GROUP
ОРГАНИЗАТОР И НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «МЕНЕДЖМЕНТ И КОММУНИКАЦИИ В ИНДУСТРИИ МОДЫ» НИУ ВШЭ. КАНДИДАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК.