Маркетплейсы — итоги 2022, тренды, прогнозы на 2023 год
2022 год был турбулентным, тяжелым и трудным для всего бизнеса, и e-com, как его неотъемлемая часть, тоже переживает сложности. Е-com снизил свой рост в 2022 году, но тем не менее продолжил расти. В 23 году рост будет больше в деньгах, чем в штуках, потому что разгоняется инфляция, а люди меньше покупают. Покупки становятся дороже, в штучном выражении их меньше.
Что было в 2022?
Смещение предложения из офлайн в онлайн. Теперь Zara, Uniqlo, H&M можно найти только в онлайн. Посещаемость и привлекательность торговых центров в 2022 году упала — люди начали переходить в онлайн.
Маркетплейсы становятся стандартами потребления. Когда нужно что-то купить, люди сначала идут на маркетплейсы. А уже потом в интернет магазины и сайты. Это уже стандарт рынка и в крупных городах, и в регионах. Это результат системной политики маркетплейсов. От одежды и электроники начинает перемещаться и в продукты питания, фармацевтику и др. Это будет развиваться и продолжаться.
Тренд наступившего года, который важен для селлеров. Мы видели в 2022 как некоторые маркетплейсы вводили задним числом штрафы или штрафовали селлеров за предыдущие периоды. Минпромторг призвал и обязал маркетплейсы публиковать всю информацию о штрафах, комиссиях и прочем. То есть публиковать оферту. Это не значит, что сегодня маркетплейс не может ввести штрафы, но они стали более открыты. И этот рынок государство начало системно регулировать.
Что происходит с e-com в связи со сменой ассортимента?
Старые поставщики уходят, новые заходят, появляется много новых брендов, много новых поставщиков. Эта смена идет лавинообразно.
Уходы брендов по разным сценариям: одни бренды ушли полностью, другие перерегистрировались и переименовались, некоторые остались только в онлайн.
Восточный поворот. Маркетплейсы повернулись к дружественным странам. Например, текстиль поступается сейчас в основном из Китая и Турции. Озон открывает офисы в Турции и Китае, развивает там коммерческую экспертизу и привлекает бренды.
Cross-border. Кроссбордер, который казалось бы был всеми забыт, сейчас реанимируется. Но в новом формате. Люди хотят покупать H&M, Uniqlo, недоступные бренды. Например, Cдэк шоппинг — изначально — маркетплейс, который не получился, переформатировался в cross-border площадку, где можно заказывать товары из-за рубежа.
Параллельный импорт. Например, продукция Apple вся сейчас ввезена параллельным импортом. Fashion пока только осваивает новое поле — скоро мы увидим бренды, которые мы любили, привезенные другим способом. То, что очевидно — цены на оригинальную продукцию будут дороже.
Что происходило с логистикой в 2022, и какой прогноз на 2023?
Скорость. Что касается b2b, для ритейл сетей в какой-то момент она практически остановилась. Сейчас она восстанавливается, но она стала дороже, путей стало меньше. Это большая проблема для fast fashion брендов, для которых важно быстро получать коллекцию. Задержки в поставках контейнера достигают 3-4 месяца.
Пункты выдачи. Маркетплейсы. ПВЗ правят балом. У одного Wildberries пунктов выдачи заказов в два раза больше, чем точек X5 и МАГНИТ вместе взятых. Это самая большая ритейл сеть в России. Их политика “ПВЗ в каждый двор” будет продолжаться. Это говорит о том, что все нужно и можно покупать на маркетплейсах — потому что это недолго, низкие цены, быстрая доставка. И это будет развиваться.
Импорт и ввоз. Я думаю, что будет пересмотрен порог беспошлинного ввоза — скорее всего он будет повышен. Люди хотят покупать ушедшие бренды и доступ Россиян к зарубежному товару будет развиваться. Только это будет дольше и дороже. СДЭК шоппинг и маркетплейсы могут стать площадкой кроссграничной торговли.
Что планируют маркетплейсы в плане оптимизации работы с селлерами?
Сейчас маркетплейсы стараются внедрить как можно больше внутренних инструментов для селлеров, чтобы им было эффективнее и удобнее работать. Изначально маркетплейсы и селлеры плохо сосуществовали, и между ними начало развиваться большое количество технологических платформ, которые помогали селлерам работать на маркетплейсе.
Прогнозирование продаж. И Озон, и Вайлдбериз создают прогнозирование продаж, чтобы в личном кабинете можно было посмотреть через сколько дней нужно сделать поставку, опираясь на статистику продаж. Это то, что раньше делали независимые аналитические компании, а сейчас это встроено внутрь маркетплейсов.
Рекламные услуги. Маркетплейсы становятся рекламными площадками. Популярные в сфере fashion соцсети заблокированы. Рекламные бюджеты уходят в том числе на маркетплейсы. Маркетплейсы это видят, понимают и становятся крупными рекламными площадками. Wildberries перегнал “Первый канал” по аудитории. Не только маркетплейсы, но и онлайн ретейлеры становятся рекламными площадками. Аптека.ру запустила технологичную платформу, где можно запускать рекламу. Озон в значительной степени расширяет рекламный инвентарь: можно таргетировать в Озон на группы людей на маркетплейсе, есть бесконечная лента по типу Reels. Это будет на остальных маркетплейсах.
Упрощение управления. Маркетплейсы стараются максимально автоматизировать работу селлера в личном кабинете, чтобы можно было эффективно завозить товары, запустить on-boarding. Самый технологичный – Озон.
Ожидается ли появление новых нишевых маркетплейсов?
Нишевые точно будут появляться. Это будет происходить по классической модели — сначала это будет большой интернет магазин, а потом он перерастать в большой интернет магазин. В нишевых маркетплейсах есть большая необходимость. До сих пор нет нишевого маркетплейса для товаров для дома, DIY. Есть много незаполненных ниш. Я думаю, что максимально высокие шансы стать лидером у сегодняшних лидеров интернет торговли. Леруа Мерлен, Hoff — у них может получиться, если они пойдут в эту сторону.
Создавать маркетплейс с нуля — удовольствие дорогое и с негарантированным успехом.
В целом нас ждет развитие, развитие в разных направлениях — в логистике, автоматизации процессов, появлении нишевых маркетплейсов, появлении новых селлеров.
АЛЕКСЕЙ САЛЫЧЕВ, E-COMMERCE ЭКСПЕРТ
ЕКАТЕРИНА ДИВЕЕВА, РУКОВОДИТЕЛЬ ОТДЕЛА КОММУНИКАЦИЙ, DIGITAL ЭКСПЕРТ FASHION CONSULTING GROUP