Каковы перспективы восстановления fashion-рынка

В России продажи локальных люксовых ритейлеров поддерживают продолжающиеся ограничения в международных поездках, которые вынуждают людей совершать покупки одежды в локальных магазинах. Многие люксовые операторы смогли превысить показатели продаж не только 2020 года, но и вернуться к показателям продаж за аналогичный период 2019 года.
Но отнюдь не все компании смогли вернуться к показателям продаж допандемического 2019 года. И если активность продаж в онлайне продолжает набирать темпы, то показатели восстановления офлайн-продаж в сравнении с допандемическим периодом выглядят менее оптимистично. Основными препятствиями для успешного восстановления рынка до допандемического уровня выступают эпидемиологическая обстановка, сохранение значимых рисков третьей и последующих волн коронавируса, которые тормозят оживление покупательской активности. Мода очень чувствительна к окружающей социальной среде. Для развития моды необходима активная социальная и культурная жизнь «вне дома», перемещения, путешествия и в целом «жизненный оптимизм».
Активность посетителей офлайн-магазинов и торговых центров продолжает отставать от докризисных значений 2019 года в среднем на 10–20 проц, согласно оценкам аналитиков торговой недвижимости. Расчеты консалтинговой компании Watcom (Shopping Index), которые отражают количество посетителей на 1000 кв. м торговых площадей, показывают, что в целом по России по итогам первого полугодия этого года трафик в торговых центрах снизился на 16,5 проц по отношению к аналогичному периоду 2019 года. В Москве сокращение составило 17,6 проц, в Санкт-Петербурге — 17,8 проц. По данным Knight Frank, в большинстве объектов, открытых в 2020 году в Москве, до 40 проц площадей остаются свободными.
В исследовании потребительского оптимизма компании NielsenIQ указывается, что 3/4 россиян (71 проц) живут в режиме экономии покупок, и экономят на всем, что находится за рамками обязательных ежемесячных трат. Подавляющее большинство респондентов (68 проц) ограничивают себя в развлечениях вне дома, 67 проц отказывают себе в покупке новой одежды, 61 проц — в походах в кафе и рестораны, 54 проц — в ежегодном отпуске.

Среднее значение российского индекса потребительского оптимизма составляет минус 10. Это на 10 пунктов ниже, чем «переломное» нейтральное положение. Таким образом, сегодня у потребителей преобладают пессимистические оценки в отношении собственных финансовых перспектив, тревогу и негатив также усиливает ощущение растущего уровня цен. Это приводит к снижению готовности тратить деньги на одежду и обувь.

Таким образом, на текущий момент можно с уверенностью говорить о положительной динамике по сравнению с 2020 годом, но при этом преждевременно ожидать восстановления рынка 2021 до уровня 2019 года, так как его сдерживают ограниченная покупательная способность населения, низкий индекс покупательской уверенности.

Традиционные магазины также находятся под давлением перераспределения и перетекания покупателей в онлайн каналы продаж. О снижении продаж в физических магазинах в первом полугодии от 10% до 20% говорят многие ведущие ритейл операторы массового сегмента.

Тем не менее, как это неоднократно показывали кризисы прошлых лет, по мере нормализации ситуации и появления сигналов улучшения экономического климата, именно fashion-рынок восстанавливается опережающими и ускоренными темпами, так как среди всех потребительских товаров именно fashion относится к категории наименее рациональных покупок, связанных с эмоциями, настроением и модными покупками люди награждают себя за терпение и стоицизм в сложные времена.

И на фоне сократившейся активности международных компаний растет активность отечественных марок, что особенно наглядно в онлайн-канале. На крупнейшем онлайн-ритейлере Wildberries доля продаж одежды отечественного производства выросла на 6 проц по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. (1 квартал 2020/2021 г.) и составила 55 проц от общих продаж категории, что на 6 проц опережает показатели 1 кв. 2020 г.

Полный текст статьи опубликован на FashionUnited (июль 2021)

АННА ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС

СОУЧРЕДИТЕЛЬ И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР FASHION CONSULTING GROUP

Мы используем файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie в соответствии
с политикой обработки персональных данных и принимаете условия пользовательского соглашения.
slot gacor