
История развития крупнейшего британского ритейлера одежды
Страна: Великобритания
Год основания: 1894 год
Выручка: £3,715 миллиарда (2023) — одежда и товары для дома
Общая выручка компании вместе с продовольственными товарами — £13 млрд
Регион работы: более 70 стран
Marks & Spencer — авторитетный британский производитель одежды со столетней историей. С 2000-х годов компания вышла далеко за рамки модной индустрии и освоила новые для себя направления, среди которых товары для дома, мебель, технологии, товары для красоты, продукты и финансовые услуги и т. д. Сегодня Marks & Spencer — это торгово-развлекательные центры с продуктовыми супермаркетами, кафе, развлекательными заведениями и т. д.
НАЧАЛО ПУТИ
В 1884 году эмигрант из Польши Майкл Маркс, практически без денег и с ограниченным знанием английского языка, приехал на север Англии и открыл маленький прилавок на рынке Киркгейт в Лидсе. Начав с рыночного прилавка, он построил свою розничную империю, опираясь на принцип «Не спрашивай цену, если это стоит пенни».
В 1894 году Майкл нашел партнера Тома Спенсера, который инвестировал в бизнес 300 фунтов и взялся помогать Майклу управлять им. 28 сентября 1894 года родилась компания Marks & Spencer. Партнеры начали расширять бизнес за счет того, что открывали ларьки, которые называли «Пенни-базары».
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Во времена, когда каждая лавка имела узкую специализацию и торговала только одним видом продукции, первой оригинальной задумкой предпринимателей стало объединение нескольких видов товаров в одном магазине. Появление магазина, в котором одновременно можно было приобрести и одежду, и ткань, и крупу, и свежий хлеб, стало настоящей сенсацией. При этом одежда оставалась основой бизнеса. К 1900 году у Marks & Spencer уже было 12 магазинов Penny Bazaar и 24 рыночных прилавка.
В 1920-х годах M&S:
Сервис. M&S ввели возврат товаров, обеспечивая полный возврат денежных средств при предъявлении чека, независимо от того, как давно был куплен товар, что было необычно для того времени. И покупатели такую лояльность оценили.
Контроль цен и качества. Компания работала напрямую с британскими производителями на постоянной и долгосрочной основе, поэтому ей удавалось удерживать цены на низком уровне, влиять на дизайн и контролировать качество одежды. И до 1970-х основная часть продукции поступала именно из Великобритании.
Стандартизация размеров. M&S была одной из первых компаний, которая ввела стандартизацию размеров.
Предложение для всей семьи. Компания сделала акцент на удовлетворение потребностей всех членов семьи в одном магазине, при этом особой популярностью пользовалась детская одежда и костюмы. M&S быстро расширялась, вводя новые линейки продуктов.
Капитализация на британском происхождении. В период 1930-1950-е M&S заработала репутацию «розничного продавца британских качественных товаров». Они стали пионерами практики продажи товаров британского производства, сотрудничая с различными британскими производителями.
Реклама и селебрити. Первые из британцев системно вывели маркетинг за рамки витрин в сферу постоянной и регулярной прямой рекламы. После войны компания начала нанимать моделей для съёмок рекламы в печатные СМИ, используя хорошо известных лиц того времени, включая Твигги в 1960-х. В 1990-е годы M&S начала работать с супермоделями, такими как Линда Евангелиста и Клаудия Шиффер. Модели из бывшего «Пенни-базара» даже попадали на обложки модных глянцевых журналов. Например, на обложке Vogue за июль 1996 года модель Эмбер Валлетта в рубашке Marks & Spencer.
ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ
В 1998 году компания пережила свой пик и стала первым британским ритейлером, получившим прибыль до уплаты налогов в размере более 1 миллиарда фунтов стерлингов. Но уже к 2001 году с миллиарда фунтов прибыль компании упала практически в 7 раз — до 145 миллионов фунтов стерлингов. Это было результатом изменений в потребительских предпочтениях, появления более дешевых конкурентов, таких как Primark. Задержка с внедрением электронной коммерции привела к продолжению снижения прибыли. Количество магазинов M&S значительно сократилось: в 2001 году у Marks & Spencer было 430 магазинов, в 2022 — 247.
ЧТО ПРЕДПРИНИМАЕТ КОМПАНИЯ?
M&S сокращает ширину своего ассортимента, чтобы сосредоточить покупателей на своих традиционных бестселлерах.
Компания омолаживает внешний вид своей продукции, делает его более модным и трендовым, пытаясь привлечь более молодых клиентов.
Оптимизирует офлайн сеть: в планах компании к 2028 году сократить около 20% торговых площадей (это сокращение аренды на сэкономить около 400 млн фунтов) и оставить 180 филиалов M&S с полным ассортиментом и 420 продовольственных магазинов.
Увеличивает онлайн-продажи.
MARKS & SPENCER В РОССИИ
В России M&S был представлен через франшизу. В 2022 году бренд принял решение остановить поставки, а потом и полностью выйти из российской франшизы. На 2022 год в России работало 48 магазинов бренда.