Что это такое «фэшн стоки». Для начала необходимо разобраться с понятием стоки.
К стокам НЕ относятся:
— Базовые коллекции товаров (базовые модели, базовый крой, базовые цвета), то есть те модели, которые продаются из года в год и из сезона в сезон. Например, классические футболки классических цветов или голубая мужская сорочка.
— Товары базовых коллекций, но сезонного спроса, например, куртка Аляска или пуховик UNIQLO.
Такие товары могут находиться на складах компании постоянно для обеспечения неснижаемого остатка и бесперебойных продаж.
Остатки по прочим товарам в идеале должны составлять не более 10% от сезонной закупки или фиксированную минимальную сумму на конец распродажи.
На практике, в России эта величина сегодня составляет от 30 до 50% от сезонной закупки (у разных компаний эти показатели отличаются).
Чем дороже товары, тем выше, к сожалению, остатки.
Собственно величина товарных остатков на конец сезона — это показатель отлаженности бизнес процессов, соответствия коллекции запросам целевой аудитории и персонализации коммуникативной политики компании в отношении конкретных лояльных покупателей.
В Европе картина несколько лучше, чем в России. Крупные компании уже оцифровали и автоматизировали большую часть процессов. Существует отлаженная аналитика, корректное позиционирование и правильная коммуникация с конечными потребителями.
Более того, европейские компании используют новые рынки, новые каналы дистрибуции или новые бренды для реализации стоковых товаров (например, возникновение ТМ Lefties INDITEX или покупка холдингом H&M бренда Monki).
Тем не менее, стагнация затронула весь мировой рынок, и остатки не соответствуют идеальным, как в Европе, так и в России.
НАТАЛЬЯ ЧИНЕНОВА
ГЛАВНЫЙ КОНСУЛЬТАНТ ПО БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЯМ В РИТЕЙЛЕ FASHION CONSULTING GROUP
ПРАКТИК В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОГО БИЗНЕСА С НУЛЯ, СОЗДАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ РОЗНИЧНЫМИ СЕТЯМИ
ОПЫТ РАБОТЫ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ БОЛЕЕ 32 ЛЕТ
КУРАТОР МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ИНДУСТРИИ МОДЫ»