Российский Fashion-рынок: итоги 2018 года | Fashion Consulting Group
ДЛЯ ПРЕССЫ

Российский Fashion-рынок: итоги 2018 года

По результатам 2018 года российский fashion-рынок в рублевом эквиваленте остался на уровне 2017 года. Объем рынка одежды, обуви и аксессуаров, согласно расчётам FCG, составил 2,36 трлн. руб.

24.12.2018

По результатам 2018 года российский fashion-рынок в рублевом эквиваленте остался на уровне 2017 года. Объем рынка одежды, обуви и аксессуаров, согласно расчётам FCG, составил 2,36 трлн. руб.

Макроэкономические факторы не способствуют оживлению потребительского рынка. Курс прироста ВВП оказался 1,8%, что на 3пп ниже прогнозируемого ранее. Этому отчасти способствовало продолжение череды адресных экономических санкций в 2018г. против лиц и компаний (в том числе от 26 января 2018, от 15 марта 2018, от 9 мая 2018, от 30 июля 2018, от 27 августа 2018 года и др.), что повлекло за собой резкий отток иностранных инвестиций, в частности американские инвесторы вынуждены избавляться от акций крупных российских компаний. По данным Минэкономразвития, прямые инвестиции в РФ за январь-сентябрь 2018 года сократились в 11 раз. Объем сокращения, зафиксированный в третьем квартале 2018г., стал рекордным с 1994 года. Эти факторы будут иметь пролонгированное влияние на экономику и в 2019 году.

Стагнация потребительского рынка наблюдается на фоне инфляции на потребительские товары (4%), роста стоимости услуг ЖКХ (от 3% до 5% на различные ресурсы), увеличения размеров ежемесячных выплат по кредитам (в 2018г. этот показатель достиг 17-18% от доходов россиян). В следствии этих факторов продолжает сокращаться объем располагаемого дохода, то есть тех средств, которые люди могут потратить на «необязательные» статьи расходов, которыми являются, например, такие категории, как одежда и обувь.

Надо отметить, что импортная продукция становится для россиян все более дорогой, так как динамика обменного курса рубля в течение 2018 года стабильно «сползала» вниз на фоне роста курса иностранных валют. Так, обменный курс доллара с начала 2018 года вырос на 17,9%, и розничные цены на коллекции торговых марок из ЮВА, Европы и США постепенно, но неизбежно следуют за ростом курсов валют. Когда рубль теряет в стоимости, это влияет и на российские компании, так как большинство из них импортируют волокна, ткани и фурнитуру.

На фоне стагнации спроса и вынужденного роста цен крупные иностранные компании временно притормозили свои программы развития. Крупные российские сети среднего сегмента также притормозили свои планы по открытию новых магазинов и по росту объемов продаж. На фоне пессимистичных оценок потребления в течение 2018 года практически все крупные игроки оптимизировали или сократили свои закупки, таким образом снизив риски затоваривания и непроданных остатков.

Массовый спрос стабильно перемещается в бюджетный сегмент

Это оказывает влияние на реструктуризацию рынка. В течение 5 последних лет массовый спрос стабильно перемещается в бюджетный сегмент к торговым маркам, не имеющим высокой известности, но предлагающим более экономные коллекции. Эта тенденция была заметна и в 2018г., что проявилось в значительном увеличении количества локальных игроков среднего и малого бизнеса, развитии небольших торговых марок на базе локальных фабрик.

Параллельно с марками бюджетного сегмента активно развивается торговая инфраструктура, сопровождающая подъем данного сегмента продаж. Так, в России активно идет возрождение ярмарочных традиций. Это поддерживают и региональные, и местные органы власти, активную федеральную помощь в организации ярмарочных программ оказывает Минпромторг.

Продолжается опережающий рост интернет-торговли, ориентированной на бюджетный сегмент и на нишевой специализированный спрос. Особенно бурно в интернете развивается формат маркетплейсов, обеспечивающих связь покупателей с производителями массовой и недорогой продукции. Оборот ведущего игрока российского рынка fashion e-commerce, Wildberries, по итогам первого полугодия вырос на 61%. Согласно исследованию Fashion Consulting Group, рост рынка интернет-продаж одежды, обуви, аксессуаров по итогам 2018 года по отдельным категориям превысил 10%.

Российский fashion рынок 2019F. Предварительный прогноз

Курс рубля, ползущий потихоньку вниз по отношению к доллару и евро, повышение стоимости услуг ЖКХ и подорожание топлива сигнализируют о возможном росте темпов инфляции. Повышение с 1 января 2019 года основной ставки НДС с 18% до 20% и рост «градуса тревоги» у производителей и торговли также оказывают дополнительное влияние на вероятность постепенного повышения цен на потребительские товары.

Все эти факторы не дают оснований для прогнозов быстрого роста потребительного спроса. Значительного прироста рынка в 2019 году не ожидается, и при максимально благоприятных условиях возможен рост, не превышающий 2-4%. (без учета инфляции).

  • Позитивный сценарий (2019FO) – рост рынка составит 2-4% в рублях.Сценарий возможен при росте макроэкономических показателей выше прогнозируемых по итогам года, в том числе благодаря активному росту внутреннего производства, способствующему росту экспорта российских товаров и технологий с добавленной стоимостью, росту ВВП выше 2%, укреплению рубля (ниже 60 руб./долл.) и инфляционных показателях не выше 4%. А также изменению международного политического климата в направлении, повышающим рейтинг инвестиционной привлекательности РФ.
  • Оптимальный сценарий (2019F) 0-1% в рублях.Сценарий возможен при более активном росте ВВП и подъёму внутреннего производства в различных отраслях, при укреплении рубля (не выше 65 руб./долл.), а также благоприятному международному политическому климату, повышающему рейтинг инвестиционной привлекательности РФ.
  • Пессимистичный сценарий (2019FP) — негативный в рублевом эквиваленте.Сценарий возможен в случае продолжения существующих темпов развития экономики, оправдания пессимистичного прогноза роста ВВП до 1,2%, продолжения экономических санкций и сохранения темпов рублевой инфляции около 15-20% в год.