Fashion retail: как не застрять в прошлом

Сегодня в рознице происходит тектоническое движение — неизбежное «перераспределение долей» на рынке между традиционным и виртуальным каналами. Несмотря на то, что offline пока остается основным каналом продаж, виртуальные продажи его теснят шаг за шагом. Так средние мировые темпы роста оборотов продаж через квадратные метры традиционного ритейла сокращаются: согласно Coresight Research, рынок торговых центров в США перенасыщен и больше не растет — за последние 4 года в стране рост числа ТРК составил 0,4%, в ближайшие 5 лет в Америке, по прогнозам, будет закрыто до 25% торговых центров. В Великобритании число магазинов, пабов и ресторанов, близких к банкротству, выросло на 4400 единиц за первое полугодие 2018 года, в сфере розничной торговли наибольшие убытки несут магазины электротоваров, одежды и прессы. Ритейлеры переживают самый тяжелый за последние пять лет период для ведения бизнеса (данные BBC). Как итог, количество закрытий практически в два раза превышает количество открытий магазинов на двух наиболее развитых рынках мира. А темпы прироста оборотов интернет ритейла измеряются двузначными числами. Например, в Америке, по данным Министерства торговли США, в 2018 году онлайн-ритейл вырос на 300%, в то время как розничная торговля упала почти на 50% с 2000 года.

Однозначно очевиден тренд развития мультиканальных продаж и 3 последние года интернет-маркетплейсы и магазины стали активно выходить в реальное пространство.

При этом такие компании, как amazon, выходя в реальное пространство, открывают не просто магазины, а «изобретают» новые hi-tech розничные форматы типа Amazon Go, в которых предлагается новый уровень качества, удобства и скорости сервиса. В этих магазинах, например, на основании истории покупок клиента виртуальный стилист делает ему персональное кастомизированное предложение, а оплата товаров происходит автоматически при выходе без участия не только продавца, но и кассовой машины.

В традиционном ритейле можно говорить о сокращении количества площадей в целом. «Под сокращение», в первую очередь, попали сети универмагов, которые не выдерживают конкуренцию в поле «широкого выбора в одном месте» с виртуальными маркет-плейсами. Так, за первые три квартала 2018 года в США закрылось около 4,5 тыс. магазинов, а открылось лишь 2,4 тыс., каждая пятая розничная сеть уходит с рынка через банкротство. Среди обанкротивших компаний старейшая сеть универмагов Bon-Ton, сеть по продаже игрушек Toys R Us, ювелирная сеть Claire’s, сеть по продаже необычных технических и туристических гаджетов Brookstone, дискаунтеры National Stores, обувная сеть Nine West и др.

Есть тенденция по отходу от лидерских позиций качественных, но «костных» компаний, которые не отследили изменений в смене ценностей у новых поколений покупателей – такие проблемы возникли, например, у Victoria’s Secret, Abercrombie & Fitch, Toys R Us.

В США и Европе наметился тренд по сокращению бизнеса у сетей распродаж, сетей offprice, которые продают стоки, остатки брендовых коллекций прошлых сезонов. Их бизнес также начали активно вытеснять интернет-маркетплейсы, которые «сметают» все нераспроданные остатки у известных компаний производителей.

Какие сегменты сейчас растут? Что делают сегодня бренды, чтобы покорить новую аудиторию и остаться на плаву? Вот три изменения, которые определяют настоящее и будущее ритейла:

1. Новая «категория» в структуре спроса

На волне формирования новых ценностей, новых молодежных культур произошел взрывной рост компаний, так называемого streetwear. И дело не только в том, что это городская повседневная одежда в спортивном стиле практична и удобна. Такие бренды созвучны современным музыкальным стилям, визуальным стандартам «фоток в инсте», новым типам фитнеса и городского спорта и новым ритмам смены сюжетов в ленте новостей. Их продажи мультиканальны и построены на постоянной «подкачке» — через хайпы и вбросы лимитированных тиражей, необычные коллаборации, которые промотируются не на страницах мирового глянца, а через сеть инфлюэнсеров. Их бизнес построен на постоянном «диалоге» и обратной связи со своими покупателями.

2. Новый источник дизайнерских инноваций

В дизайне широко проникают новые технологии, и формируются концепция мульти-функциональности в одежде и обуви. Одежда с функциями оздоровления, контроля за организмом, одежда, совестимая с гаджетами, одежда с различными температурными режимами, одежда с солнечными батареями и пр. Спортивные компании и компании, производящие спортивную обувь, сегодня делают ставку именно на этот тренд и выигрывают.

3. Новые типы оказания услуг

Становится востребованным то, что обеспечивает точность и скорость. Маркетплейсы выигрывают, когда обеспечивают удобство поиска и точность информации в бескрайнем выборе. С другой стороны, растут новые успешные нишевые компании – за счет точного понимания спроса, самобытного оригинального ДНК и услуг по кастомизации.

АННА ЛЕБСАК-КЛЕЙМАНС

СОУЧРЕДИТЕЛЬ И ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР FASHION CONSULTING GROUP

ОРГАНИЗАТОР И НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «МЕНЕДЖМЕНТ И КОММУНИКАЦИИ В ИНДУСТРИИ МОДЫ» НИУ ВШЭ

КАНДИДАТ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Мы используем файлы cookie. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie в соответствии
с политикой обработки персональных данных и принимаете условия пользовательского соглашения.
slot gacor